Сообщество - Записки видеографа
Добавить пост

Записки видеографа

19 постов 14 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

Перегруз звука

Дисклеймер: статья для репортажных видеографов

Наверное, я уже всех задрал разговорами про звук, но это только потому, что ещё больше лично меня задрали вопросами и комментариями про перегруз. Первое и главное возражение на любые мои советы по звуку: «У меня всё всегда в порядке. А если не в порядке, то виноват диджей».

Потом я открываю свадебный фильм этого человека - там всё трещит на выездной церемонии. И если бы я не смотрел фильмы всех знакомых коллег, я бы может и поверил, что у них со звуком порядок. На самом деле нет, не порядок.

Перегруз звука Звук, Звукорежиссура, Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Свадьба, Звукорежиссер, Звукозапись, Длиннопост

Повторю свою мантру: в подавляющем большинстве случаев перегруза диджей не виноват, виноват видик. Вот если ты сейчас это читаешь и думаешь, что твой треск во время криков ведущего - точно из-за диджея, могу забиться на годовой абонемент в KFC: виноват ты.

Это мысль очень сложно донести до видиков, потому что среднестатистический видик не понимает причину перегруза. А даже когда поймёт, очень неприятно осознавать, что дурак на самом деле он, а не диджей. Поэтому мне до хрипоты доказывают, что дурак я (ни нашим ни вашим). Ок, мы с диджеем дураки. А почему тогда кривой звук у тебя, а у меня на записи чистота и порядок, и у диджея колонки звучат нормально? Подумай на досуге.

Главная причина перегруза - неправильное согласование сигнала на входе в рекордер. Разберись раз и навсегда в этом вопросе, он примитивный. Я всё разжевал в разделе про коммутацию. А что не разжевал, пройдись по ссылкам и дожуй самостоятельно.

Перегруз звука Звук, Звукорежиссура, Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Свадьба, Звукорежиссер, Звукозапись, Длиннопост

Но я знаю, откуда непонимание берётся.

Во-первых, инфы по этому вопросу просто не существует в интернете. Ты скажешь «Что за бред? Полно роликов про запись звука, загугли». И прикол в том, что я таки загуглил - загуглил вообще все существующие в интернете ролики по теме на русском и английском языках. Изучил с десяток курсов по звуку. Брал персональные занятия у нескольких звукорежиссёров. Прошёл в общей сложности больше 70 МК/курсов по видеосъёмке. Плюс лично мой десятилетний опыт работы репортажным видеографом.
И что я могу сказать по результатам? Нигде (нигде) видикам не объясняют согласование сигнала. Без всякого преувеличения, уверенно и авторитетно говорю: 95% инфы в интернете про запись звука с микшера - барахло. Там толковые вещи смешиваются с бестолковыми и неактуальными, отделить одно от другого ты не сможешь, поэтому запутаешься ещё больше. Чаты и профильные форумы по видеосъёмке (по вопросам записи звука с микшера) - лучше даже не заглядывать, поверь. Мракобесие похлеще плоскоземельцев.

Перегруз звука Звук, Звукорежиссура, Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Свадьба, Звукорежиссер, Звукозапись, Длиннопост

Во-вторых, звукорежиссёры вроде знают, но не могут нормально объяснить видеографам. Плюс не понимают специфику видеосъёмки, из-за чего их разъяснения на птичьем языке непонятны, а советы регулярно пролетают в молоко. Хотя казалось бы логично учиться у них! Логично, но нет.

А видики вообще не шарят в звуке и это незнание транслируют своим подаванам.

Получается здоровенное белое пятно размером с кратер от Тунгусского метеорита на пересечении двух смежных областей (видео и звука).

Перегруз звука Звук, Звукорежиссура, Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Свадьба, Звукорежиссер, Звукозапись, Длиннопост

Почему я заостряю внимание именно на согласовании сигнала? Потому что это невидимый краеугольный камень, в который упираются все видики при записи звука с микшера. Невидимый, потому что нигде этот вопрос не поднимается. Краеугольный, потому что без понимания проблемы ты раз на разом будешь приносить домой хрипящий звук.

Прикреплю сюда одно единственное видео на весь интернет, где вопрос согласования сигнала хотя бы озвучен. Предлагаемые решения не смотри (они не актуальны, решения будут ниже), в остальном очень ценная инфа:

Перегруз звука Звук, Звукорежиссура, Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Свадьба, Звукорежиссер, Звукозапись, Длиннопост

Ну и третья причина, почему эта простая в своей основе мысль с таким скрипом проходит в головы видиков: а кто я такой? Какой-то неизвестный Миша Белоь, зачем меня слушать? Подождём, когда про аттенюатор расскажет Сабатовский.

Повторим пройденное

Перегруз при записи через микшер бывает трёх видов:

1) На выходе с пульта или в самом микрофоне
2) На входе в рекордер из-за неправильного согласования сигнала (линия в микрофонный вход)
3) В рекордере, когда выставлена слишком большая громкость (gain)

Во всех случаях причины разные, и механизм борьбы с перегрузом разный

Перегруз звука Звук, Звукорежиссура, Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Свадьба, Звукорежиссер, Звукозапись, Длиннопост

На практике:

1) Перегруз на выходе с пульта не бывает практически никогда, несмотря на общее мнение об "идиотах-диджеях". На самом деле диджеи не идиоты, идиоты - видики.

Если колонки не хрипят, но хрипит твоя запись - дело во втором пункте, а не в пульте.

2) Согласование сигнала - самая частая причина перегруза, это 90% всех случаев.

Как лечится: подключать сигнал с микшера только в линейный вход рекордера (Jack 6.3). Во всех остальных случаях использовать аттенюатор - в виде провода или через настройки рекордера (LINE / PAD -20dB).

Как не лечится: гейн на рекордере, лимитеры и компрессоры не влияют на процесс!

Перегруз звука Звук, Звукорежиссура, Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Свадьба, Звукорежиссер, Звукозапись, Длиннопост

крутить громкость на рекордере бесполезно, если сигнал заходит уже с перегрузом 

3) Перегруз в рекордере бывает редко, потому что он подаёт красные тревожные сигналы.

В таком случае нужно прибрать громкость на устройстве. Или использовать 32-битные рекордеры, которым наплевать на громкость.

Перегруз звука Звук, Звукорежиссура, Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Свадьба, Звукорежиссер, Звукозапись, Длиннопост

Кури подробности:

. Про линейный и микрофонный сигнал
. Короткое видео про перегруз, не поленитесь посмотреть
. Длинное видео (или текст), где я подробно разжевал абсолютно всё, что надо знать про запись с микшера

Эта статья является частью Руководства по записи звука

Перегруз звука Звук, Звукорежиссура, Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Свадьба, Звукорежиссер, Звукозапись, Длиннопост

________

Твой Миша Белоь

Показать полностью 9

Объективы для репортажной видеосъёмки

Дисклеймер: речь только про репортажную съёмку, где критические важны удобство и скорость. Только видео, для фотографии это не принципиально.
Расскажу на примере Sony, но система везде работает одинаково.

Родные объективы Sony стоят как чугунный мост. Хорошо, есть много аналогов под разный кошелёк! Казалось бы, вариантов масса. Но не всё так просто )

При выборе системы надо рассматривать не связку «тушка + объектив», а связку «тушка + стандартный объектив + телевик» (если снимаешь репортаж). А здесь вариантов уже немного.

1. Во-первых, объективы должны совпадать по расположению колец зума/фокуса и направлению вращения колец. В противном случае при постоянной смене объективов будет неудобно, как если бы ты катался попеременно на двух машинах с противоположным расположением газа/тормоза. Да, дело одной секунды. Но её может оказаться достаточно, чтобы улететь в кювет или догнать бампер на светофоре.
Многие скажут «норм, привыкнешь», а я говорю «даже не думай!». Будешь беситься и в конце один фиг возьмёшь одинаковые объективы.

Например, кольцо зума сверху
И снизу
Sigma 18-35 - зум по часовой стрелке
Sigma новые - против часовой

Направление и расположение колец критически важно для связки "стандартный объектив + телевик". Они должны полностью совпадать, когда снимаешь репортаж. На постановке можно и потерпеть.

2. Рано или поздно тебе понадобится телевик, и его придётся подбирать под стандартный объектив. А телевиков меньше, и требования к ним жёстче (вес, размер, стаб - обязателен). Получается, отталкиваться по уму надо от телевика, а не от стандартного объектива, как все (неправильно) делают.
Многие скажут «24-70 хватит, а для приближения я буду включать кроп-режим», но я скажу - без телевика на репортаже никуда.

3. Телевик только со стабом.
Многие скажут «фигня, стаба в камере достаточно», а я скажу - даже не думай снимать на телевик без стаба.

4. При прочих равных советую не использовать неродные стёкла через переходники, работают непредсказуемо.

>> Учитывая все 4 пункта, выбор сужается буквально до нескольких комбинаций (сочетаются объективы одного цвета):

Объективы для репортажной видеосъёмки Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Объектив, Длиннопост

Например, глянем на телевики.
Tamron 35-100, Tamron 70-180 - нет стаба, вычёркиваем.
У Сигмы вообще нет телевика под Сони.
Остаётся Сони - f2.8 или f4.

А к нему подходит только Сони или Самьянг. Но у Самьянга нет стаба - отпадает.

Поэтому Тамроны и Сигмы не годятся в силу конструктивных особенностей - по-разному расположены кольца, в разные стороны вращаются. Невозможно собрать связку "стандартный объектив + телевик".

Поэтому остаётся только Сони.
Так-то объективов много, да. Но выбирать не из чего.

>> Сравнительная таблица объективов Sony

Объективы для репортажной видеосъёмки Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Объектив, Длиннопост
Показать полностью 2

История про дешёвые микрофоны

Третьего дня я (видеограф) работал с ведущим, у которого периодически лажал микрофон: трещал, хрипел, отваливался. Классика. И всё бы ничего, но мне потом с этим звуком работать - тратить лишнее время на обработку. Это если можно обработать. А что-то придется просто выкидывать (хорошо, если не поздравления бабушки).

Из любопытства решил посмотреть его микрофоны:

История про дешёвые микрофоны Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Монтаж, Свадьба, Свет, Звук, Звукорежиссер, Звукорежиссура, Звукозапись, YouTube, Длиннопост

4000 ₽, Карл! Дешевле моей флешки.

Новый не нашёл, но умножьте на 2-3 - один фиг копьё для звукового оборудования. Например, у меня петличные радиомикрофоны (любительские) стоят 35К. Плюс рекордер 40К. Плюс ещё пара рекордеров, провода и всякое по мелочи - итого набегает 100-150К только на запись.

Понимаю: ведущие зарабатывают куда меньше нас, видиков. Поэтому весь годовой гонорар уходит на костюм с ботинками, остального едва хватает на еду и съёмную хрущёвку в Балахне.

НО КАКОГО ХXX???
Какого хxx ведущий берёт 50К-150К за мероприятие и работает с дешёвым оборудованием? Вопрос риторический. И непонятно, почему страдать должен я.

Поэтому уже давно делаю две вещи:

а) Присылаю после мероприятия плохой звук диджею, с которым работал ведущий - пусть разгребает (спойлер: диджею ничего не удаётся исправить)

б) Прямо говорю свои клиентам: с этим ведущим у вас будет плохой звук. Я парень простой, слышу плохой звук - говорю о нём.

Плохой ведущий = плохой звук на видео

Это железное правило.

История про дешёвые микрофоны Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Монтаж, Свадьба, Свет, Звук, Звукорежиссер, Звукорежиссура, Звукозапись, YouTube, Длиннопост

___________

Почитайте подробнее, зачем мне нужен хороший звук с нескольких источников
Другие статьи про звук

Показать полностью 2

Восстановление битых видеофайлов .mdt

Самый простой известный мне способ: Wondershare Repairit -> восстановление -> расширенное восстановление. Понадобится здоровый файл для референса.

Работает, когда видео записалось с ошибкой (оно что-то весит). Если файл занимает 0 байт, восстанавливать бесполезно - он пустой.

Восстановление битых видеофайлов .mdt Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Монтаж

Перегруз звука

Дисклеймер: статья для свадебных и репортажных видеографов

Перегруз при записи через микшер бывает трёх видов:

1) на выходе с пульта

2) на входе в рекордер из-за неправильного согласования сигнала (линия в микрофонный вход)

3) в рекордере, когда выставлена слишком большая громкость

На практике:

1) не бывает практически никогда, несмотря на общее мнение об "идиотах-диджеях". На самом деле диджеи не идиоты, идиоты - видики.

2) согласование сигнала - самая частая причина перегруза, это 90% всех случаев. Потому что видики не раздупляют линейный и микрофонный сигнал. А звукачи понимают, но не могут объяснить видикам.

3) бывает редко, потому что рекордер подаёт очевидные тревожные сигналы.

Во всех трёх случаях причины разные, и механизм борьбы с перегрузом разный.

Курите подробности:

. Про линейный и микрофонный сигнал

. Короткое видео про перегруз, не поленитесь посмотреть

. Длинное видео (или текст), где я подробно разжевал абсолютно всё, что надо знать про запись с микшера

Перегруз звука Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Монтаж, Свадьба, Звук, Звукорежиссер, Звукорежиссура, Звукозапись, Текст
Показать полностью 1

Мета-обзор рекордеров для видеографа 2023

Мета-обзор рекордеров для видеографа 2023 Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Монтаж, Свадьба, Звук, Звукорежиссер, Звукорежиссура, Звукозапись, Длиннопост

Дисклеймер: статья для свадебных и репортажных видеографов.

В обзор попали только те модели, которые в ходу. Остальные нет смысла рассматривать и упоминать, потому что они хуже.

Подробности в сравнительной таблице, потом расшифровка и практические рекомендации.

Мета-обзор рекордеров для видеографа 2023 Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Монтаж, Свадьба, Звук, Звукорежиссер, Звукорежиссура, Звукозапись, Длиннопост

Битность

32 бита заметно лучше 24-х, потому что на порядки больше динамический диапазон, не страшны перегрузы и недогрузы. Это game changer.

Входы

2 мало, 4 оптимально, больше 4-х избыточно.
Комбинированные XLR/Jack 6.3 более универсальные.

Автоуровень

На 32 битах не нужен, на 24 битах полезен - можно не думать о громкости, поставил и забыл.

Аттенюатор (MIC/LINE, PAD -20dB)

Выбор линейного или микрофонного сигнала. На практике это значит, что без аттенюатора нельзя подключать линию (микшер) в микрофонный вход (XLR) - получится перегруз. Без аттенюатора можно задействовать только разъём Jack 6.3.

- > подробности

Бэкап -12dB

Дубль дорожки с заниженной громкостью на -12dB.

Страховка от перегруза, когда установлена слишком большая громкость на рекордере - основная дорожка пойдёт в брак, а запасная будет в порядке. Работает только в ситуации, когда перегруз именно от завышенного уровня в рекордере. Не спасает при перегрузе от неправильного согласования сигнала.

Для 32-х бит не имеет смысла, на 24-х полезно.

Функционал и эргономика

Скорость работы не критична, но желательна. Например, ZOOM H4 пипец какой тормозной! На фоне остальных реально подбешивает.

Ещё минус ZOOM H4: чтобы задействовать стерео-вход, приходится класть рекордер на бок.

Лучше, когда есть независимая настройка каналов.

Везде, кроме ZOOM H4, можно на ходу переключать каналы в любой комбинации, не залезая в меню. Это безумно удобно! А когда отслушиваешь звук через микшер в реальном времени и сравниваешь разные каналы, без этой функции вообще никуда.

Возможность делить запись на файлы через заданный интервал спасает жизнь, если рекордер вдруг выключился и не сохранил запись.

Управление по телефону

Незаменимая штука, когда нужно мониторить и регулировать сигнал на расстоянии.

Включение каналов, регулировка звука

Отдельное включение и прослушивание каналов удобно в работе.

Регулировка звука колёсиком или сенсором гораздо лучше кнопок.

Сменные капсюли - полезная опция на рекордерах ZOOM.

А на Tascam X8 приходится каждый раз откручивать микрофонный капсюль, чтобы подключить петличку, это неудобно.

Наушники

Если есть сигнал на одном входе 1/2, H4 проигрывает его только в одном канале наушников. Получается, нормально слушать звук не получится.

У остальных рекордеров проблем нет.

Дополнительный линейный выход позволяет отправить сигнал куда-то ещё, оставляя выход наушников свободным. А на H4 приходится выбирать: или отправить линию, или мониторить через наушники, вместе нельзя.

Блокировка (HOLD)

В силу того, что звук на H5/H6 регулируется колёсиками, громкость не блокируется. Это минус.

Питание

Подключение через павербанк удобнее и надёжнее, чем через сеть.

Практические рекомендации: лучший рекордер для свадеб

В идеале Tascam Portacapture X8. Да, стоит дороже 24-битных аналогов, но преимущества несопоставимы - это рекордер нового поколения.

Если на Tascam X8 денег нет, то ZOOM H5 для записи в ручном режиме или ZOOM H4n Pro для автоуровня.

- ZOOM H4n не покупайте, он устарел по всем параметрам.

- ZOOM H1, Tascam DR-05 не покупайте, они двухканальные.

- Tascam DR-40/44 не покупайте, для записи с микшера они по факту тоже двухканальные.

- ZOOM H6 продают по цене Tascam X8, поэтому нет смысла. А если у вас уже H6 - замените на X8, мой совет.

_________

Другие статьи про звук и не только

Показать полностью 1

32-битный звук и Tascam Portacapture X8

Дисклеймер: статья для свадебных и репортажных видеографов

Как-то без лишнего шума в записи звука произошла революция: появились портативные рекордеры, способные записывать 32 бита. Раньше они были доступны только в профессиональном сегменте, а теперь и на нашей (любительской) улице перевернулся грузовик с пельменями.

Если коротко, то главная особенность 32-битных рекордеров в том, что теперь не страшны перегрузы и недогрузы.

32-битный звук и Tascam Portacapture X8 Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Монтаж, Свадьба, Звук, Звукорежиссер, Звукорежиссура, Звукозапись, Длиннопост

32 бита - это RAW-звук, который можно крутить как угодно. Он записывает на порядок (именно на порядок) больше информации, чем обычно. Другими словами, у него широчайший динамический диапазон, за который нереально выйти. Нормальный звук спокойно вытаскивается из перегрузов (точнее, перегрузов вообще не существует), а в недогрузах заметно меньше шума. Можно даже не настраивать громкость, поэтому на некоторых 32-битных девайсах крутилка громкости как таковая отсутствует. Больше не нужно судорожно пытаться попасть в узкий диапазон между тихими словами умирающих гостей и отчаянными криками «ГООООООРЬКА!!!!!!!». И мониторить звук больше нет необходимости.

32-битный звук и Tascam Portacapture X8 Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Монтаж, Свадьба, Звук, Звукорежиссер, Звукорежиссура, Звукозапись, Длиннопост

Динамический диапазон звука разной битности

Первый и пока (2023 г.) единственный подобный рекордер из любительской линейки - Tascam Portacapture X8. Да, стоит дороже 24-битных аналогов, но преимущества несопоставимы - это устройство нового поколения. Помимо 32 бит, в него запихнули десятки больших и малых улучшений, которых так не хватало в давно устаревших Зумах и Таскамах. Например, управление с телефона.

-> cмотрите сравнение всех актуальных моделей рекордеров

На мой взгляд, вопрос «какой рекордер для свадеб купить?» больше не стоит. Нужно покупать Tascam X8, без вариантов.

Ответы на вопросы

- Где нужно 32 бита, а где хватит 24-х?

Незаменимо там, где во время записи заметно скачет громкость (в первую очередь это репортаж).
При записи в спокойных и контролируемых условиях достаточно 24-х бит. И даже 16.

- Файлы 32 бита весят больше?

Незначительно: час моно записи = 690 мб (32 бита) против 520 мб (24 бита)

- Эти файлы нужно конвертировать?

Монтажные программы читают их как обычно, дополнительных манипуляций не требуется

- Прибавляется работа?

Нет

- Облегчается работа?

Да: не надо следить за уровнями рекордера.
И не надо реставрировать промашки по громкости на посте.

- Какие подводные камни?

Никаких

- Неужели проблемы со звуком теперь уйдут?

Конечно, нет )
Громкость в рекордере - лишь последнее звено в цепочке записи звука. 32 бита не спасут при неправильном согласовании сигнала и других ошибках на предыдущих этапах.

Плюс динамический диапазон сигнала ограничен микрофоном, коммутацией и микшером. Т.е. всей цепочкой передачи звука до рекордера. Если у вас петличка за 100₽, 32 бита не сильно помогут - всё ещё остаётся возможный перегруз в самом микрофоне, шумный звуковой тракт и остальные прелести дешёвой аппаратуры.

32-битный звук и Tascam Portacapture X8 Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Монтаж, Свадьба, Звук, Звукорежиссер, Звукорежиссура, Звукозапись, Длиннопост

- Мне хватает моего рекордера попроще. Покупать Х8 нерентабельно.

Хорошая техника (в том числе X8) упрощает и ускоряет работу. Я не говорю "улучшает", потому что многим на это наплевать. Я говорю "упрощает".
Время = деньги.
А где деньги, там рентабельность.

Подробности:

___________

Ваш Миша Белоь

Другие статьи про звук и не только

Показать полностью 3

Какой рекордер для свадеб лучше?

В идеале Tascam Portacapture X8.
Да, стоит дороже 24-битных аналогов, но преимущества несопоставимы - это рекордер нового поколения.

Если на Tascam X8 денег нет, то ZOOM H5 для записи в ручном режиме или ZOOM H4n Pro для автоуровня.

ZOOM H4n не покупайте, он устарел по всем параметрам.
ZOOM H1, Tascam DR-05 не покупайте, они двухканальные.
Tascam DR-40/44 не покупайте, для записи с микшера они по факту тоже двухканальные.
ZOOM H6 стоит, как Tascam X8, поэтому покупить H6 нет смысла. А если у вас уже H6 - замените на X8, мой совет.

Какой рекордер для свадеб лучше? Видеограф, Видео, Видеооператор, Репортаж, Видеомонтаж, Монтаж, Свадьба, Звук, Звукорежиссер, Звукорежиссура, Звукозапись
Отличная работа, все прочитано!