Серия «Выжившие»

Про страшную катастрофу и страшную бюрократию

24 августа 1981 года в небе над Амурской областью появился пассажирский авиалайнер Ан-24РВ Аэрофлота. Он вылетел из Комсомольска-на-Амуре с четырёхчасовой задержкой из-за плохой погоды, и направился в Благовещенск. На борту находились 32 человека: 5 членов экипажа и 27 пассажиров.

Про страшную катастрофу и страшную бюрократию Авиация, СССР, Военные, Катастрофа, Авиакатастрофа, Самолет, Техника, Чудо, Удача, Ошибка, Везение, Рекорд, Бюрократия, Советское, Происшествие, Длиннопост, Негатив

Ан-24


Среди них была 20-ти летняя студентка Лариса Савицкая. Она вместе с мужем возвращалась из свадебного путешествия. Так как в самолёте было много свободных мест, молодожены разместились в хвосте, хотя согласно билетам должны были сидеть в середине салона.

Когда самолёт вошёл в зону ответственности центра управления воздушным движением Архара (посёлок в Амурской области), экипаж, как положено, связался с диспетчером. Последний разрешил им следовать на эшелоне 5400 метров. Ранее диспетчерам сообщили, что участок местной воздушной линии на высотах 4200-4500 метров будут периодически пересекать военные самолёты.


Как раз в момент выхода экипажа Ан-24 на связь с диспетчером, с аэродрома Завитинска (город в Амурской области) вылетели два ракетоносца Ту-16К ВВС СССР. Они должны были выполнить разведку погоды. По плану им предстоял набор высоты с 4200-4500 метров до 7800-8100 метров с пересечением местных воздушных линий. При этом порядок их пролёта экипажам Ту-16 не сообщили.

Про страшную катастрофу и страшную бюрократию Авиация, СССР, Военные, Катастрофа, Авиакатастрофа, Самолет, Техника, Чудо, Удача, Ошибка, Везение, Рекорд, Бюрократия, Советское, Происшествие, Длиннопост, Негатив

Ту-16


Лариса Савицкая спала в своём кресле, как вдруг её разбудил сильный удар. Затем девушку обдало холодом. Она увидела перед собой расширяющуюся трещину в полу – самолёт разваливался на части прямо в воздухе. Ларису выбросило в проход, но она смогла добраться до ближайшего кресла, села и вжалась в него, не пристегнувшись. Часть фюзеляжа, в которой находилась Лариса, медленно спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар.


Савицкая потеряла сознание и очнулась только через несколько часов. Тут же она увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. У девушки было сотрясение мозга, травмы позвоночника, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Однако, Савицкая могла передвигаться и, ожидая помощи, соорудила себе убежище из частей фюзеляжа. Спасатели считали что в катастрофе никто не выжил, поэтому приняли машущую пролетавшим мимо самолётам Ларису за геолога. Добрались до неё лишь на третий день.

Как выяснила комиссия по расследованию, на высоте 5200 метров и в 3 километрах в стороне от воздушной трассы произошло столкновение Ан-24 и одного из Ту-16. Пассажирский самолёт разрушился в воздухе на несколько частей, а у военного оторвались передняя кабина и правое крыло, он рухнул на землю, взорвался и сгорел. Погиб весь экипаж Ту-16 (6 человек) и 31 человек на борту Ан-24. Лариса Савицкая оказалась единственной выжившей.

Про страшную катастрофу и страшную бюрократию Авиация, СССР, Военные, Катастрофа, Авиакатастрофа, Самолет, Техника, Чудо, Удача, Ошибка, Везение, Рекорд, Бюрократия, Советское, Происшествие, Длиннопост, Негатив

Съёмки фильма по мотивам. Фото: источник "КП"-Пермь"


Причин у катастрофы несколько: слабая согласованность военных и гражданских диспетчеров, не удовлетворительные организация и руководство полётами в районе аэродрома Завитинска. Также, экипаж Ан-24 не сообщил об уклонении от основной трассы, а экипаж Ту-16 доложил, что занял высоту в 5100 м, за 2 минуты до того, как это произошло на самом деле.


Несмотря на многочисленные травмы, Савицкая не получила инвалидность из-за действовавших в то время нормативов. Позднее её парализовало, однако женщина смогла оправиться, хотя частично утратила трудоспособность, вынуждена была перебиваться случайными заработками и даже голодала. В 1986 году родила сына и они долгое время жили только на пособие по уходу за ребёнком.


Как это обычно происходило в те времена в СССР, катастрофа замалчивалась. Спустя четыре года в газете «Советский спорт» появилась заметка о том, что Лариса Савицкая упала с высоты пять километров в ходе испытания летательного аппарата оригинальной конструкции, причём за два года до реальных событий. Про подробности катастрофы сама Лариса узнала только в 2000 году. Обстоятельства катастрофы и жизни Савицкой заинтересовали прессу. С ней появились интервью, её стали приглашать на телепередачи.


Женщина дважды внесена в российское издание Книги рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты (5200 метров) и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба — 75 руб. (по нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. за выживших в авиакатастрофах).


"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday

Показать полностью 2

Свободное падение

Свободное падение Авиация, Самолет, Катастрофа, Авиакатастрофа, Преступление, Выживший, Падение, Трагедия, Происшествие, Рекорд, Книга рекордов Гиннесса, Длиннопост, Негатив

26 января 1972 года McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании JAT (сейчас Air Serbia) выполнял рейс из Стокгольма в Белград, с промежуточными посадками в Копенгагене и Загребе. В Копенгагене сменилась бригада бортпроводников. В их числе на борт поднялась 22-летняя стюардесса-стажёрка – Весна Вулович. Вообще, в эту бригаду она попала по ошибке – её перепутали с бортпроводницей-тёзкой Весной Николич. Молодой стажёрке эта ошибка обойдётся дорого, однако сделает её знаменитой.


Лайнер вылетел из Копенгагена и направился в Загреб. На борту находилось 23 пассажира и 5 членов экипажа. Полёт проходил на высоте 10 000 метров. Через 46 минут после взлёта на борту раздался взрыв. Лайнер прямо в полёте разрушился на части: кабина пилотов оторвалась от фюзеляжа. Фрагменты самолёта упали на землю рядом с деревней Србска-Каменице в Чехословакии (на чешской территории).


До спасателей на место падения прибыли местные жители. Они не особо надеялись найти выживших, но, тем не менее принялись разбирать обломки. Один из местных, военный фельдшер и участник Второй мировой войны – Бруно Хонке, обнаружил среди обломков искалеченную, еле живую девушку. Он оказал ей первую помощь и передал приехавшим врачам. Этой девушкой была Весна Вулович. Больше в катастрофе никто не выжил.

Свободное падение Авиация, Самолет, Катастрофа, Авиакатастрофа, Преступление, Выживший, Падение, Трагедия, Происшествие, Рекорд, Книга рекордов Гиннесса, Длиннопост, Негатив

На месте катастрофы


В момент взрыва она находилась в пассажирском салоне и сразу же потеряла сознание. Девушка получила множество травм: переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза, и впала в кому. Когда Весна пришла в сознание, у неё была парализована нижняя часть тела. Однако, спустя 16 месяцев, она восстановилась.


У девушки не возникло страха перед полётами. По её утверждениям, она не запомнила момент катастрофы. Весна даже пыталась снова устроиться стюардессой, однако получила только офисную должность в авиакомпании. В 1985 году она попала в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта. Умерла Весна в 2016 году.

Свободное падение Авиация, Самолет, Катастрофа, Авиакатастрофа, Преступление, Выживший, Падение, Трагедия, Происшествие, Рекорд, Книга рекордов Гиннесса, Длиннопост, Негатив

Весна Вулович в больнице


Расследование установило, что до взрыва все системы самолёта работали в штатном режиме. Лайнер находился в эксплуатации всего год. Пилоты не передавали на землю сигналы бедствия или сообщения о неисправностях.


В окончательном отчёте причиной катастрофы был назван взрыв в багажном отсеке в носовой части самолёта. Через 10 дней после катастрофы спецслужбы Чехословакии представили фрагменты будильника, который назвали частью взрывного механизма. В организации теракта подозревались члены хорватской ультраправой организации «Усташи». Однако, преступление так и осталось нераскрытым и имена исполнителей не были установлены.


"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday

Показать полностью 2

Командир за бортом

10 июня 1990 года лайнер BAC 1-11 авиакомпании British Airways выполнял рейс по маршруту Бирмингем-Малага. На борту находилось 87 человек (81 пассажир и 6 членов экипажа).

Командир за бортом Авиация, Происшествие, Самолет, Пилот, Везение, Полет, Инцидент, Длиннопост

BAC 1-11

Вскоре после взлёта командир и второй пилот расстегнули ремни безопасности. Когда самолёт поднялся выше 5000 метров раздался мощный хлопок. И не где-нибудь, а в кабине пилотов. Левое ветровое стекло, со стороны командира, внезапно вылетело наружу. Из-за декомпрессии мощный поток воздуха вытянул командира в образовавшийся проём. Но в последний момент его нога застряла между штурвалом и приборной панелью. Тем не менее большая часть тела оказалась за бортом. Снаружи его тут же пригвоздило к фюзеляжу мощным набегающим потоком воздуха.


Декомпрессия также сорвала дверь в кабину пилотов и та отлетела на приборную панель. Пассажиры на передних рядах и бортпроводники могли лицезреть эту ситуацию. Один из бортпроводников - Найджел Огден - тут же бросился к капитану и схватил его за талию, не давая окончательно вылететь наружу. Остальные принялись успокаивать пассажиров (непростое в такой ситуации дело). Второй пилот взял управление и начал резко снижаться. Он также передал сигнал бедствия, но из-за ветра в кабине не услышал ответа диспетчера.


В это время державший капитана Огден начал замерзать и терять силы. Ему на помощь пришли ещё два бортпроводника. В окно они видели что лицо командира застыло и не моргало, что навевало мрачные мысли. Тем не менее они втроём крепко ухватились за тело, так как оно могло улететь и попасть в двигатель. Между тем самолёт снизился до 3000 метров, сбросил скорость, а пилот смог услышать диспетчера. Ему предложили совершить посадку в ближайшем к нему аэропорту Саутгемптона. Через 35 минут после взлёта второй пилот благополучно посадил самолёт.


Из пассажиров никто не пострадал. Вопреки опасениям выжил и командир воздушного судна. С обморожением и переломами он был доставлен в госпиталь. Бортпроводник Найджел Огден также получил обморожение и вывих плеча.

Командир за бортом Авиация, Происшествие, Самолет, Пилот, Везение, Полет, Инцидент, Длиннопост

Реконструкция и последствия

Следователи установили что злополучное левое ветровое стекло было заменено за сутки до инцидента и это был первый полёт после его замены. Техник, вместо того чтобы свериться с документацией, просто взял на складе болты, визуально похожие на те, которыми было закреплено предыдущее стекло. Следствие выяснило что 84 из 90 болтов имели меньший диаметр, чем необходимо. Оставшиеся 6 болтов были надлежащего диаметра, однако короче чем положено на 2,5 миллиметра. Соответственно, слабо закреплённое стекло вылетело из-за разницы давлений. Расследование также выявило плохой контроль за работой техников и нарушение процедур со стороны авиакомпании.


Самолёт эксплуатировался ещё 11 лет в различных авиакомпаниях. Второй пилот Аластар Атчисон, а также бортпроводники Найджел Огден и Сьюзан Гиббинс получили награды. Командир Тимоти Ланкастер через пять месяцев после инцидента снова сел за штурвал самолёта и летал в British Airways до самой пенсии, а после выхода на пенсию продолжил летать авиакомпании Easy Jet.

(с) "Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t-do.ru/rumayday

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!