Сообщество - Лига историков
Добавить пост

Лига историков

13 633 поста 50 513 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

Бородатая озвучка №21 - Средневековые битвы. Замок феодала и как его взять

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о феодальном замке. Какие функции он выполнял? Легко ли было взять замок? Правда ли, что для его обороны было необходимо большое количество людей? Об этом в нашем новом выпуске!

Русские против нормандцев: кровь Севера под солнцем Италии

В Италии, на севере Апулии находятся невысокие горы Монте Гаргано (та самая "шпора итальянского сапога"). С древности они считалась священным местом. Местные жители рассказывали историю о том, как архангел Михаил велел построить здесь храм. До сих пор там стоит городок под названием Монте-сан-Анджело и рядом с ним - пещерный храм. В 1016 году группа паломников из Нормандии, возвращаясь из Святой земли, решила посетить гору архангела Михаила и знаменитое святилище.

Русские против нормандцев: кровь Севера под солнцем Италии Средневековье, Военная история, Норманны, Италия, Длиннопост


К тому времени сто лет прошло с тех пор, как герцог Ролло с дружиной скандинавов поселился на севере Франции. За это время норманны освоились на новом месте и дали ему свое имя - Нормандия. Они приняли христианство, но остались своеобразными христианами с большими амбициями и двойной моралью. Они переняли французский язык и закон, после чего невероятно расплодились. Теперь им требовалось жизненное пространство.

Так 40 нормандских паломников и оказались на Монте Гаргано в 1016 году. Там им встретился местный житель по имени Мелус. Он был лангобардом и мечтал о возрождении лангобардского королевства. Но южная Италия принадлежала византийцам. Больше сотни лет ее земли были объединены под властью ромейского катепана, который сидел в крепости Бари. По мнении Мелуса, хватило бы и нескольких отважных воинов, таких, как эти 40 нормандцев, чтобы осуществить его мечту.

Потомки викингов оценили предложение Мелуса. Плодородные земли и мягкий климат Апулии выглядели крайне привлекательно. Политическая картина региона также выглядела благоприятно. Три лангобардских герцога в Беневенто, Капуе и Салерно постоянно враждовали и принимали сторону то римского императора в Константинополе, то священного римского императора Запада.

Катепанат объединял области Апулии и Калабрии ( соответственно каблук и носок "итальянского сапога") со времён Василия Македонянина и Льва Мудрого. Это была богатая и процветающая провинция Империи, которая не признавала независимость местных лангобардским герцогов.

Но внутри катепанат имел свои проблемы. Он состоял из Калабрии и Апулии. Власть императора и его катепанов была бесспорной только в Калабрии. В Апулии большинство населения составляли италийцы и лангобарды. Государственным языком у них была латынь. Сохранялось самоуправление. В большинстве областей были латинские церкви и меньшинство православных. Для защиты от набегов мусульман катепан позволял лангобардам формировать отряды самообороны, которые так же могли представлять опасность для власти императора. Они стали основой для ряда восстаний.

В 1009 году поднял восстание тот самый Мелус. В 1010 году он с единомышленниками захватил Бари и ряд других городов. Но в июле 1011 года новый катепан Василий Месардонит сумел восстановить контроль над городом. Мелус сбежал в герцогство Салерно и теперь странствовал по югу Италии в поисках бойцов для продолжения восстания.

Там, на горе Монте Гаргано нормандские паломники выслушали Мелуса и пообещали помочь ему, после чего вернулись на север для того, чтобы собрать других добровольцев и принять участие в чужой войне на юге Италии. Разумеется, не только из благородных побуждений и желания заработать денег, но в первую очередь для того, чтобы самим попытаться захватить солнечные долины южной Италии.

В 1016 году по Нормандии пошел слух о том, что на юге Италии начинается новая заварушка, где требуются крепкие руки и способность убивать, не задавая лишних вопросов. Со всей Нормандии собралась безземельные младшие сыновья местных феодалов, авантюристы, разбойники и прочие лихие люди. В их числе был Жильбер Дренго вместе со своими братьями, он и возглавил норманнский отряд.

В 1017 году эта добровольческая армия прибыла в Капую, где встретилась с Мелусом. Тот собрал свой лангобардский отряд и готов был вновь бросить вызов ромеям южной Италии. К том времени должность катепана Италии занимал Лев Торник. Мелус решил атаковать катепанат неожиданно, чтобы не позволить Торнику стянуть подкрепления.

Торник знал, что Мелус уже пробовал бросить вызов имперской власти. В 1009 году ему удалось взять верх над прежним катепаном Иоанном Куркуасом и захватить крепость Бари. Куркуас был отправлен в отставку. Вместо него император Василий II передал катепанат в руки Василия Месардонита и предоставил ему войска для подавления восстания.

Хронист Лев из Остии упоминает, среди его войск были даны, россы и вандалы (Dani, Rossi et Gualani*). Эта армия отбила Бари 11 июня 1011 года. В захвате города важную роль сыграла варяжская гвардия императора. После этого новый катепан постарался присоединить к своим владениям как можно больше лангобардских княжеств. Впрочем, успеха в этом он не достиг. В 1016 или в 1017 году, он умер. Ему на смену император прислал Льва Торника.

Лев уже бывал в этих краях. В 1011 году он занимал должность стратига фемы Кефалония (охватывала острова западной Греции) и помогал Василию Месардониту подавить восстание Мелуса. Теперь же, в мае 1017 года Торник сам стал катепаном Италии и должен был встретиться на поле боя с Мелусом во второй раз. Должно быть, по прошлому опыту он рассчитывал, что сможет легко одолеть лангобардских повстанцев. Но он еще не знал, что Мелус привел с собой отряд нормандцев. А это меняло дело.

Вильгельм Апулийский пишет: "Затрепетала Апулия вся перед галлами, лютость которых стала причиною многих смертей". Галлы, как Вильгельм называет нормандцев, были главной ударной силой в армии Мелуса.

Наконец, слух о готовящемся вторжении дошел до Бари, столицы катепаната. Катепан Лев Торник, узнав, что повстанцы начали опустошать Апулию, отправил против них отряд во главе с Львом Пакианом. Пакиан в мае 1017 года повел войско на север, на берега пограничной реки Форторе к местечку Аренула. Вильгельм Апулийский пишет, что первое сражение закончилось ничьей. Тогда Торник выступил на помощь Пакиану со свежими силами и на этот раз потерпел поражение. С уцелевшими бойцами он отступил в Бари, в то время, как Пакиан погиб в бою.

По другой версии, произошли три боестолкновения. Первое, при Аренуле, Лев Пассиан закончил ничьей, во втором сам Лев Торник с трудом одержал верх при Чивите, в третьем потерпел поражение при Ваккарице.

Победа ободрила нормандцев, которые увидели, что ромеев можно бить и приготовились к новым победам. Но пока Торник держался в крепости Бари, на штурм они не пошли и предпочли разорять Апулию. Такова логика Средневековья: Мелус, призвавший нормандцев для того, чтобы отвоевать Апулию у ромеев, на деле привел на родную землю разбойников и грабителей, которые принялись опустошать ее.

Торник, отступив к Бари, отправил сообщение в Константинополь императору Василию II с отчетом о ходе боевых действий. Император объявил Мелуса вне закона и велел схватить его и казнить. Поскольку Торник уже показал, что не может справиться с восстанием, император отозвал его и передал должность катепана одному из лучших военачальников, Василию Воиоанну. Должность катепана (κατεπάνω — «тот, кто наверху», «верховный») давала ему максимальные полномочия на юге Италии.

Для того, чтобы реализовать их, император передал Воиоанну крупный военный контингент, в который вошли варяжская стража императора. Во время прошлого восстания (1011) варяги проявили себя вполне достойно в бою с лангобардами. Примечательно, что теперь на поле боя они должны были встретиться с нормандцами. И те и другие - выходцы из Скандинавии, дальние родственники.

Прибыв в Бари, Василий сформировал новую армию и выступил вместе с нею навстречу противнику. Оказалось, что отряды Мелуса с грабежами дошла до реки Офанто, пересекли ее и приближаются к окрестностям Бари. На берегу Офанто в 216 году до н.э. произошла знаменитая битва при Каннах между войсками Римской республики и карфагенского военачальника Ганнибала. Теперь, спустя 1233 года здесь же столкнулись войска Римской империи под командованием Василия Воиоанна и лангобардских мятежников вместе с нормандскими наемниками.

"Мелус не смог одолеть и бежал, потеряв большинство из людей", - пишет Вильгельм Апулийский. Другой хронист, Адемар Шабанский упомянул присутствие варангов на поле боя: "В первых трех битвах норманны одержали победу, но когда они встретились с русскими (cum gente Russorum congressi), то потерпели полное поражение. Их армия была уничтожена большое количество их перевезли в Византию и там их мучали в тюрьме, пока они не умерли". Лев из Остии упоминает о катострофических потерях нормандского отряда: "Говорят, что из 250 норманнов в этой битве в живых осталось всего 10 человек".

Катепан Василий разгромил противника, чем подтверди силу и славу римского оружия. Все выжившие бежали за пределы катепаната. Второе восстание Мелуса провалилось. Сам он ушел на территорию Папского государства, чтобы оттуда продолжить свой путь к третьему восстанию, которое так никогда и не случится. От папы он отправится к императору Священной Римской империи Генриху II, получит от него титул "герцога Апулии", но умрет в 1020 году.

Норманнские наемники оказались не у дел. Их военачальник погиб в бою. Оставшиеся отступили на запад в горы. Своим предводителем они избрали брата погибшего предводителя по имени Райнульф Дренго. Возвращаться им было не куда, поэтому они стали наниматься на службу к местным лангобардским герцогам и участвовать в их бесконечных войнах.

* Кто такие Gualani «гваланы», т.е. «вандалы» не вполне понятно. В «Барийских анналах» в аналогичной роли упомянуты Guandali «гвандалы» - это, вероятно, какие-то западные славяне.

Показать полностью 1

Когда исчезли китайские мифы?

Когда исчезли китайские мифы? Древние артефакты, Археология, Китай, Древний мир, Китайцы, Мифы, Мифология, Длиннопост

Слева - котёл Западной Чжоу(XI-VIII в. до н.э.), справа - Куй (иллюстрация из «Книги гор и морей» редакции 1786 года)

Не каждый ритуал подходит под описание мифического мировоззрения. Краткое описание такого ритуала. Использование ритуальной утвари для ритуальных жертвоприношений, как людей, так и животных. Жертвоприношения предназначались для умиротворения предков и духов. Это необходимо, потому-что духи обладали способностью влиять на мир живых. С ними выстраивали отношения. Заслуживали их поддержку, благосклонность. В ответ получали удачу,благополучие в поселении. Если же их не задабривали дарами, то они сердились и могли накладывать проклятье,несчастье,неудачу на поселение.

Когда китайцы перестали его бояться? Какие действия показывают отсутствие страха к духу Кую? Конечно,это отделение куя от ритуала,от жертвоприношений этому духу. Они не бояться ответного гнева(проклятья,несчастья,неудачи) потому-что не верят в него. Не верят в его способность навредить,если что-то пойдёт не так в отношениях с ним. Ведь отсоединение его от ритуала - это объявление о полном разрыве отношений с ним.

Когда исчезли китайские мифы? Древние артефакты, Археология, Китай, Древний мир, Китайцы, Мифы, Мифология, Длиннопост

Фрагмент текста 28 года правления Чжао(513 год до н.э.) про Куя из Цзо чжуань(перевод Яншиной)

В этом фрагменте древнекитайского трактата Куй в самой поздней,анимистической,финальной, форме - Теизации(бог в человеческой внешности). Но это не миф. Возможно,в этой легенде есть мельчайшие смысловые осколки из других сюжетных мифов. Но весь абзац - не миф. Весь сюжет абзаца - не миф. Этот абзац про Куя из Цзо чжуань - это превосходный пример того,как миф становится легендой. Миф и ритуал неразделимое,смысловое целое. Миф есть ритуал. Миф не может существовать без ритуала(культа предков). Это прямая связь не очевидна. Просто потому,что её часто,прямолинейно не пишут. В этом нет нужды. Это само собой разумеющееся. Им не нужно это пояснять. Про жертвоприношения. Мифическому мышлению составляющему мифы это понятно и без упоминания этого. Любой дух в мифе уже является символом действия - "ему надо приносить в жертву,причём определённый вид жертвы,который заранее известен".

Важно уточнить одну деталь,чтобы не запутаться в понятиях миф и легенда. Если в мифах кого-то уничтожают,то это не значит,что авторы этого мифа напали на него по той причине, что перестали его бояться и это уже легенда,а не миф. Часто,смысл таких мифов не в конкретном действии "уничтожения". Это картинно-эмоциональное описание перерождения одной версии духа в другую версию духа. Есть и другие описания. К сожалению и это не является 100% формулой для понимания того,что вы прочитали в древних,письменных трактатах. Миф или легенду. В некоторых мифах,может быть неполный сюжет и часть сюжета утеряно. Либо перерождение в другую версию,либо уничтожение. А как определить это весь сюжет или часть осколка сюжета из древнего полного сюжета? На этот вопрос нет простого ответа.

Отрывок текста из Цзо чжуань про Куя указывает, что в 6 в.до н.э. чжоусцы перестали верить в мифы. Я думаю этот процесс значительно раньше происходил. В 8 в. до н.э. Археологическое доказательство этого события - динамика производства ритуальной утвари в системе даров Западной Чжоу(1050—771 годы до н. э.).

Культурно-историческое своеобразие периода Начала Западной Чжоу определяют дарения раковин, зависимого населения, металла, бронзовых ритуальных сосудов и жертвенных животных. В последующую эпоху их роль либо уменьшается, либо они вообще перестают упоминаться в надписях на бронзе. (Крюков В.М.)

Это можно перефразировать через мифическое мышление буквально так - из даров пропал Куй(Таоте) в конце Западной Чжоу. Есть огромное количество фотографий ритуальной утвари Западной Чжоу с орнаментом Куя(Таоте) в интернете. В таблице ниже это "сосуды".

Когда исчезли китайские мифы? Древние артефакты, Археология, Китай, Древний мир, Китайцы, Мифы, Мифология, Длиннопост

Период I - Инь,период II - раннее Западное Чжоу, Период III - среднее Западное Чжоу), Период IV - позднее Западное Чжоу(Крюков В.М.)

Есть смысловая связь даров и Куя у знаменитого,китайского историка из Империи Хань(206 до н. э. — 220 н. э.).

Когда исчезли китайские мифы? Древние артефакты, Археология, Китай, Древний мир, Китайцы, Мифы, Мифология, Длиннопост

Сыма Цянь - Ши цзи - Том IV «Трактаты»(Шу) - глава 24 - Трактат о музыке(Юэ шу)(Перевод Вяткина Р. В.)

В 8 в. до н.э.,естественно,не все китайцы перестали верить в мифы. Процесс исчезновения мифического мышления начался с царской прослойки. С правителя(сын неба,ван) Династии Чжоу. В это время на окраинах этой огромной территории,конечно многие,по инерции,ещё верили в сверхъестественное по старым порядкам.

Показать полностью 3

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего

"Добрый царь и плохие бояре" - это выражение стало крылатым, и совершенно не зря. Оно, хоть в наши дни может употребляться в разном контексте и с разными целями, в первую очередь чрезвычайно интересно именно со стороны исторической, так как отражает особенности мышления широких слоёв населения в традиционном монархическом обществе, и далеко не только в российском. Через него можно многое понять о том, как мыслили простые люди несколько сотен лет назад, если, конечно, раскрыть значение выражения глубже и обратиться к конкретным примерам, когда оно работало. Для этого же, в свою очередь, великолепно подойдёт такой с первого взгляда совсем не выдающийся русский самодержец, как Пётр Третий. Ниже я расскажу весьма причудливую историю о том, как этот деятель прожил несколько жизней, при это умерев весьма молодым, и как это связано с "добрым царём и злыми боярами", культурными связями различных народов и мышлением людей старой эпохи.

Россиянин поневоле

Будущий русский царь появился на свет в 1728 году в Гольштейне (Голштинии), земле на севере Германии, тогда бывшей отдельным фактически независимым княжеством в очень призрачной к тому моменту Священной Римской империи. Он воспитывался там, и в сущности своей был одним из очень многочисленных немецких принцев, которых позже, в XIX уже столетии, великие державы будут выбирать как основателей королевских династий для новых государств вроде Болгарии, Греции или Бельгии. Впрочем, до этого было еще довольно долго, а пока эти благородные люди жили в своих небольших в большинстве своём владениях, занимаясь местечковой политикой. Конкретно герцоги Голштинии "бодались" не столько с германскими соседями, сколько с Данией, что являлась соседом с севера - у княжества с этим скандинавским королевством были давние конфликты за владение Шлезвигом - чуть более северной территорией, где жили вместе немцы и датчане. Осложнялось дело тем, что герцоги Шлезвига и Гольштейна были ветвью правившей в Копенгагене династии, что ожидаемо породило споры о том, каков должен быть статус территорий - как княжества СРИ или как части Датского королевства? В общем, нюансов много, и сам по себе конфликт, как и все подобные ему, возникавшие на феодальной почве в раздробленных германских землях, чрезвычайно сложен.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Сейчас эти территории разделены между ФРГ и Данией, но раньше их статус был куда более спорным

Однако, детали его в данном случае маловажны, а упомянут он был лишь потому, что Пётр (полное имя при рождении - Карл Петер Ульрих) с юных лет пропитывался именно что атмосферой этой борьбы, а также, естественно, немецкой культурой. Несложно понять, что он был в сущности своей совершенным немцем. И если с перспективы языка, культуры и собственной идентификации это было верно более чем, то вот родословная юноши была иной - по линии матери он был Романовым, ибо являлся сыном Гольштейнского герцога и вышедшей за него замуж одной из дочерей Перта Великого, Анны. Таким образом, наличие русской высочайшей крови могло в теории, при благоприятных обстоятельствах, дать ему шанс взойти на трон в Петербурге.

Впрочем, долгое время это было совершенно неважно, так как при рождении мальчика был жив и другой внук Петра, который Пётр II, и его племянница Анна, и незамужняя дочь Елизавета, и некоторые другие из более "престижных" представителей Романовых. Следовательно, родителям Петра было сложно полагать, что очередь дойдёт до их сына. Но судьба распорядилась иначе - указанные внук и племянница, оба успев, формально или реально, поправить Россией, а также прочие потомки, кроме Елизаветы Петровны, умерли или были удобно отстранены от власти дочерью царя-реформатора, которая притом сама никогда не выйдет замуж и не оставит потомков, по крайней мере тех, что могли бы претендовать на власть. Поэтому она, дабы оставить за своей династией бразды правления, вспомнит о племяннике и пригласит его в Россию, куда он и прибудет в начале 1742 года. Так из принца (с 1739 года - собственно герцога) небольшого образования Пётр станет наследником огромной державы. После этого его женят на другой немецкой принцессе, которая позднее станет известна как императрица Екатерина Вторая, и крестят в православие под именем Пётр Фёдорович.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Пётр Федорович

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Петр с женой

Традиционная точка зрения на всю дальнейшую жизнь Петра, включая и его очень короткое правление в первой половине 1762 года, очень нелестная - ему приписывают лень, нежелание заниматься государственными делами, недалёкость и презрение ко всему русскому. Конечно, нельзя верить этой точке зрения, составленной в своей основе лично Екатериной и её сподвижниками, которые Петра и свергли, полностью, но некоторые вещи отрицать сложно. Так, имело место явное игнорирование царём интересов России в деле внешней политики и полное предпочтение личным пристрастиям в этой сфере. Об этом история весьма известна - в последние года руководства Елизаветы Российская империя вела войну с Пруссией (это была часть более широкой Семилетней войны), королём которой наследник восхищался, и практически победила, но как раз к концу войны царица умерла, и получивший престол Петр остановил боевые действия, отказавшись от всех завоеваний России, включая присоединённую ещё в 1758 году Восточную Пруссию. Это очень разозлило элиту государства и явно повредило его интересам.

Кроме этого, Пётр III решил начать новую войну, и тоже скорее из личных побуждений - с Данией за возвращение владений его предков по линии отца, голштинского герцога. По сути, он использовал полученные огромные ресурсы для решения отдалённых проблем локального характера. Можно спорить на тему того, насколько в теории полезным для России в этом случае могло бы быть получение надёжного контроля над перешейком между Балтикой и Северным морем, коим и являются территории Шлезвига и Гольштейна, но один факт остаётся неоспоримым - император вышел из де-факто уже выигранной войны, отдал занятые земли и таким образом обесценил и сделал бессмысленными потраченные на борьбу с сильной прусской армией ресурсы и жизни солдат и офицеров, при этом готовясь потратить столько же в новом конфликте, носившем скорее личный и авантюрный характер. Это не очень похоже на поступок действительно хорошего правителя.

Внешняя политика Петра была, в общем, сомнительной. Но всё же надо отметить, что некоторые его внутренние деяния были куда более удовлетворительными, как объективно, так и для определённых социальных кругов того времени. Среди таких надо выделить Манифест о вольности дворянства, дававший много льгот вместителям голубой крови (одна из самых весомых - отмена для благородных лиц обязательной службы на государство, как статской, так и военной) и подготовку манифеста и мероприятий по секуляризации чрезмерно раздувшихся к тому времени убыточных для казны владений монастырей. И хотя второе было начато ещё Елизаветой, Пётр стремился ускорить сей процесс (вполне вероятно, что не из-за шибкой прогрессивности, а по причине неприязни к Православной церкви, но тем не менее). Сложно сказать, сколько здесь было личной инициативы молодого императора, а сколько высших сановников, оставшихся от прошлого правления, однако нельзя сказать, что курс внутренней политики при Петре шёл каким-то губительным путём.

Как можно понять, фигура Петра весьма противоречива. Можно долго додумывать, что было бы, останься он у власти дольше, но это в общем-то бесполезно, ибо всего спустя полгода правления Петра свергли и позже (вероятно, хотя никем не доказано) убили. К власти пришла его жена Екатерина, которая вовсе не имела русской крови, но, кажется, оказалась лучшей кандидатурой на роль правительницы для российской верхушки. Вполне возможно, что странная внешняя политика Петра и его действительно весьма пренебрежительное отношение к России, русской культуре и православию, послужило аргументом, перевесившим дворянские вольности и секуляризацию. В любом случае, властвование внука основателя Петербурга кончилось быстро, а его последовавшая за свержением смерть породила множество слухов о том, кто это сделал и по чьему велению, и они были совсем не лестны по отношению к Екатерине и её сторонникам.

Добрый Пётр Федорович

Здесь наступает момент, когда следует вспомнить слова про "доброго царя и злых бояр" из вступления. Большинство населения в Российской империи, как и во всех государствах того времени, составляло крестьянство. В обществе, где монархическое устройство, религия и традиционный уклад доминируют, отношение к личности самодержца, особенно среди простого населения, не обременённого образованием, крайне трепетное. Крестьяне той эпохи искренне считали монарха помазанником Божьим, неприкосновенным властителем, который по определению добр и милосерден. И это не отличительная черта России, совершенно нет - в 1790-х годах во Франции, центре Просвещения, крестьяне в окраинных регионах на западе страны будут восставать против революционного Парижа в том числе из-за казни короля, которую они воспринимали как ужасное преступление. В целом, позитивное отношение к венценосной персоне в традиционных агарных обществах встречается в большинстве случаев.

При этом данная особенность не отменяла возмущений крестьян несправедливым строем, произволом дворян и чиновников. Мнение о том, что "хорошего царя" "обманывают" нехорошие вельможи, и стоит только донести до него правду, как всё пойдёт на лад - крайне часто имело место. Из этого прямо истекает заключение о том, что многие крестьянские возмущения начинались именем монарха, даже если он потом сам их подавлял. А ещё более интересная ситуация складывалась, если правитель умирал вскоре после начала царствования или в наследном статусе, не доживая до восхождения на престол. В таком случае социальное недовольство выливалось в волнения, возглавляемые самозванцами, выдававшими себя за "невинного доброго государя, пострадавшего от злого окружения".

Легко вспомнить нескольких Лжедмитриев, которые седлали ненависть доведённого до разорения боярством и правительством Годунова населения и устраивали мощнейшие возмущения, выдавая себя за убитого (опять не доказано, как и с Петром III) сына Ивана Грозного. А если обратиться на запад, то можно привести в пример Португалию, где погибший в бою молодой король Себастьян стал легендой и "породил" четырёх самозванцев, отражая таким образом желание португальцев с избавиться от испанских захватчиков и восстановить величие страны.

Похожая ситуация возникла и после смерти Перта III - быстро начали появляться слухи и легенды о том, что император спасся и скоро придёт для помощи народу. Это подогревалось тем, что легитимность Екатерины II ввиду отсутствия у неё крови Романовых и прихода к власти путём переворота легко подвергалась сомнению. При этом её политика прекрасно способствовала появлению легенд о Петре, так как она стала апогеем укрепления крепостнической царской системы, весьма угнетавшей основную массу населения. Крестьяне законодательно были лишены права жаловаться на помещиков, их в большом числе переводили в крепостное состояние, а вместе с тем урезались права казачества, которое попадало под всё больший и больший государственный контроль. Это рождало огромное недовольство людей.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Одно из знаменитых классических полотен, на котором точно передана сущность крепостнических отношений. При Екатерине II они были самыми жёсткими для крестьян за всю историю российской монархии.

Вышло хорошее комбо - "злая" немка, повернувшаяся против своего мужа (вспоминаем про патриархальную семью, где подобное - просто немыслимо на нескольких уровнях), законного государя и внука Петра I, который только начал править и ввиду этого не сформировал о себе никакого мнения помимо "дефолтного" о Божьем помазаннике. Эта немка издаёт законы, угнетающие простых людей, и потакает "злым боярам", чем только подогревает недовольство. Может, и не такая плодотворная ситуация для волнений, как в Смутное время, но значительный потенциал точно имелся

И конечно, можно возразить, что в действительности политика Екатерины была во многом продолжением политики мужа (а по-хорошему - Елизаветы), и общий курс самодержавия тогда на самом деле не зависел от конкретной персоны на троне (что доказывает хотя бы то, что Жалованная грамота дворянству Екатерины опиралась во многом на подобный манифест Петра), но этого не могли понимать крестьяне и казаки, которые воспринимали рано ушедшего государя не как отдельного человека (о чьём характере они не имели представления), а как образ "доброго царя-мученика", вокруг которого можно легко и "легитимно" собраться для отпора надоевшему строю.

Так и вышло - не один раз в 1760-ые годы и позднее по всей России появлялись "Петры Фёдоровичи", с разной степенью успеха собиравшие вокруг себя народ. Большинство из них малоизвестны, за исключением двух, одним из которых являлся донской казак Емельян Пугачёв, предводитель очень серьёзного восстания 1773-75 годов, в котором приняли участие крепостные крестьяне, крепостные, бывшие рабочими на уральских заводах (посессионные крестьяне), казаки и представители национальных меньшинств (башкиры, калмыки и прочие). Оно было весьма кровавым и тяжёлым, поскольку началось ближе к восточным окраинам страны, в регионе, полном кочевых народностей и ещё не забывших прежние права казаков, а позже перекинулось в плодородные места по Волге, где крепостнический гнёт был особенно силён. Здесь, в Поволжье и на Южном Урале, народный гнев, катализированный образом "доброго царя Петра Фёдоровича", вылился с особенной тяжестью.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Хоть Пугачёв был ни капли не похож на почившего царя, для масс это было неважно из-за особенностей восприятия императоров вообще

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост
Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Разумеется, слабо организованные войска повстанцев разбили и порождённые ими многочисленные бунты тоже подавили, казнив "Петра Фёдоровича". Но восстание Пугачёва оказало большое влияние на политику Екатерины, заставив её провести ряд реформ и улучшить методы администрирования (что, однако, часто тоже означало урезание прав широких масс). Если же рассматривать пугачёвщину в контексте "наследия" Петра III, то она, безусловно, является ярчайшим его представителем. По сути, этот спорный и неоднозначный, мало правивший император послужил тому же, чему и царевич Дмитрий с португальским королём Себастьяном - созданию образа "доброго царя", который был принят на вооружение людьми в тяжёлый период истории для весьма неэффективной, но всё же борьбы с социально-политическими проблемами. Не как правитель и человек он оказался важен, а как икона для простых людей той эпохи, обладавших иным мировоззрением, чем мы.

Эхо Петра III

Впрочем, можно найти и пример того, как "Пётр Фёдорович" достиг немалого успеха, вероятно, превзойдя настоящего царя в плане успешности правления. Речь идёт о втором широко известном самозванце, который объявился даже не в России, а на Балканах. Конкретно - в Черногории. С первого взгляда это кажется странным, но только с первого - на самом деле нет ничего удивительного в том, что славянская православная страна признала "Петра III" "своим". В те года завоёванные Османской империей балканские православные народы имели весьма сильный образ России как старшей сестры и защитницы, что в первую очередь было вызвано скрепляющей религиозной идентичностью.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Черногория находится в том регионе, где географические условия отлично подходят для партизанской войны и изоляции в горах

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Преимущественно православные балканские народы имели и имеют близкую связь с Россией, которая иногда могла выливаться в интересные ситуации

Но почему местом появления самозванца стала именно Черногория, а не Болгария или Греция? Причина в том, что тогда она единственная из всех балканских стран была непокорной Османам. Черногорцы, которых одни исследователи называют особой группой сербов, а другие - отдельным народом (но всё равно сербам очень близким), смогли сопротивляться турецкому вторжению по причине, которая прослеживается прямо в названии страны - в ней много гор, и при этом недалеко имеется побережье Адриатического моря, через которое можно связываться с Италией (а именно - с враждебной туркам Венецианской республикой). Такая география создала идеальные условия для сопротивления мусульманам, которое было весьма успешно - в середине XVIII столетия Черногория была всё ещё независима, хоть войны о Османами шли очень часто. Черногория временами была османским вассалом, но непосредственно завоёвана была лишь однажды и на короткий период (на рубеже XV и XVI столетий). Горные кланы страны напрямую Константинополю так и не подчинились.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Черногорцы - народ весьма воинственный и суровый, как и все горные жители

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Удивительно, но между католической Венецией и исламской Османской империей православная Черногория смогла выжить, прибегая периодически к союзу с итальянцами

Слухи о том, что Пётр III жив, дошли и до Балкан. В 1766 году на черногорской земле объявился человек, назвавший себя чудом выжившим русским царём. К тому времени страна переживала не лучшие времена - отношения и с турками, и с венецианцами были напряжены. Светлейшая Республика лишила Черногорию выхода к морю, навязав ряд условий в плане государственного управления, а Османы стремились подчинить непокорную территорию как вассала или взять под полный контроль. В этих условиях "Пётр Фёдорович" и появился. Это был мужчина неясного происхождения, по имени Стефан (в истории остался с прозвищем "Малый"). Любопытно, что своего настоящего имени он не скрывал, в отличие от подавляющего большинства самозванцев. Конечно, ношение "царём" "чужого" имели объяснялось необходимостью скрываться от преследований "злодеев", но тем не менее такая относительная честность весьма показательна.

Феномен "Доброго царя", или история о многоликости императора Петра Третьего Политика, История (наука), Россия, Черногория, Петр III, Екатерина II, Самозванец, Емельян Пугачев, Крепостное право, Российская империя, 18 век, Крестьянская война, Длиннопост

Даже по этому изображению сложно судить, насколько реально Стефан был похож на настоящего императора. Впрочем, для черногорцев это было так же неважно, как и для русских крестьян

В 1767 году Стефан пришёл к власти и был народом страны общепризнан как чудом спасшийся российский император. Его правление, куда более долгое, чем у настоящего Петра - шесть лет до 1773 года, оказалось неожиданно продуктивным. Он понимал, что проблемы Черногории исходят во многом от устаревших средневековых практик управления и междоусобиц черногорских племён. Им была проведена судебная реформа, упорядочившая судопроизводство, а также проделаны серьёзные шаги в сторону секуляризации страны (до того Черногория управлялась церковными сановниками). Также с переменным успехом шла борьба с турками и венецианцами.

В конце концов, османские власти смогли убить царя Черногории, подкупив его слугу, который и избавился от крайне неприятного султану руководителя. Впрочем, Османская империя всё равно не подчинит страну, в ней просто восстановится бывший до Стефана теократический порядок. Несмотря на то, что этот самозванец тоже продержится не очень долго и умрёт насильственно, его активность была поразительно компетентной и долгой на фоне прочих подобных деятелей. Часть этого успеха, однозначно, связана и использованием "популярного имиджа" "Доброго Петра Фёдоровича", хотя многое решали особенности самой Черногории и личности Стефана.

Так интересно устроен наш мир - немец по духу, волею судеб и генетики ставший российским императором, правивший мало и весьма посредственно на фоне двух женщин, между грандиозными царствованиями которых оказался, тем не менее из-за особенностей сознания простых людей в традиционной монархии оставил немалое наследие, даже будучи мёртвым.

И хотя "добрым царём", который пал жертвой "злых бояр" Пётр едва ли был (по крайней мере, не так, как это себе представлял народ), его образ, хотя даже не столько его, сколько абстрактного "хорошего государя", послужил возникновению ряда легенд и событий не только в России, но и за её пределами.

Показать полностью 12

Интересные факты о первой линии Московского метро

Интересные факты о первой линии Московского метро Транспорт, Московское метро, Общественный транспорт, Метро, Москва, Краеведение, История России, История города, Длиннопост

После продолжительных тестовых поездок, на которые приглашали за особые заслуги жителей Москвы (в этом случае они поучали именное приглашение с точным временем отхода поезда), 15 мая 1935 года поезда метро начали свое регулярное движение в формате городского транспорта.

Действовало 13 станций: десять от «Сокольников» до «Парка культуры» и еще три на отрезке после «Охотного ряда» — каждый второй поезд сворачивал там в сторону «Смоленской». Подобное вилочное движение для нас с вами не представляет ничего необычного, сейчас по такому сценарию работает Филевская ветка.  Интересное совпадение — в нее входят и три станции того самого первого пускового участка метро из 1935 года: «Александровский сад», «Арбатская» и «Смоленская».

«Смоленская» мелкого заложения примечательна еще и тем, что в её наследии не осталось ни одного вестибюля, возведенного в 1930-е годы. Один, находившийся прямо посреди Садового кольца, снесли в 1937 году по причине реконструкции магистрали. Второй  демонтировали в 1950-е годы, на его месте появился знаменитый дом с башенкой, в который встроили новый вестибюль.

Интересные факты о первой линии Московского метро Транспорт, Московское метро, Общественный транспорт, Метро, Москва, Краеведение, История России, История города, Длиннопост

Первой очереди метрополитена не повезло с вестибюлями — почти половина из них была снесена. Какие-то заменили более вместительными зданиями при обустройстве новых пересадок, какие-то убрали совсем, иные заменили подземными переходами. Теперь уже никак не представить первые дни работы московского метро, если вы входите на станции «Комсомольская», «Охотный ряд» (вход с угла гостиницы «Москва»), «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад», «Парк культуры» (северный вход) и «Смоленская». Открытая в 1937 году «Киевская» тоже была изменена. Входы на эти станции совсем не те, что существовали при запуске метрополитена.

Что еще интересно, попав на первые станции столичного метро и спустившись к поездам, вы бы с удивлением обнаружили под ногами не красочные узоры, выложенные из прочного и износостойкого гранита, а самый обычный серый асфальт. Станции первой очереди в качестве напольного покрытия использовали материал, который нам более привычен на улице.

Интересные факты о первой линии Московского метро Транспорт, Московское метро, Общественный транспорт, Метро, Москва, Краеведение, История России, История города, Длиннопост

Надо сказать, что в 1930-х годах смесь битума с каменной крошкой, особенно на фоне распространенных в ту пору булыжных мостовых, представляла из себя вполне футуристическое покрытие, которое можно было использовать и при строительстве метро. Даже архитектурные концепции некоторых станций изначально разрабатывались исходя из темного пола и прочей светлой отделки.

Но асфальт оказался не слишком долговечным. К 1950-м годам накопившиеся проблемы с поддержанием его внешнего вида вынудили замостить гранитом станции первой очереди. Как это уже не первый год практиковали на новых линиях того времени.

Кстати, чтобы попасть на станцию, к 1935 году изготовили жетоны. Они были металлическими с прорезью в виде звезды посередине. Но вот конструкцию принимающих турникетов никак не могли довести до необходимого уровня надежности. Поэтому первые пассажиры метро покупали в кассах билеты: вначале картонные, а затем отрывные бумажные, практически такие же, как в наземном транспорте. 

Интересные факты о первой линии Московского метро Транспорт, Московское метро, Общественный транспорт, Метро, Москва, Краеведение, История России, История города, Длиннопост

Кассиры проставляли на билете время продажи. После чего он еще компостировался на входе контролером. Билеты для поездок в противоположные направления отличались цветом: до станции «Сокольники» они были с буквами черного цвета, в другую сторону — красного. Для чего же были придуманы все эти перечисленные сложности?

Дело в том, что время нахождения пассажира в московском метро ограничивалось 35 минутами. Отпущенного периода вполне хватало для достижения любого пункта назначения, но вот разглядывание подземных станций-дворцов тем самым исключалось. Действительность билетов контролировалась проверками как в вагонах, так и на выходе в город.

В какой-то степени эта непривычная для нас строгость  оправдывалась тем, что в городском наземном транспорте тех лет стоимость проезда не являлась фиксированной, а зависела от длительности поездки. Поэтому метро пытались уравнять с другим транспортом, ограничивая пассажиров хотя бы по времени нахождения под землей.

А еще столичное метро первых лет запомнилось тем, что в  вестибюлях (как правило на выходе) были устроены буфеты. Там шла торговля мороженым, тортами, пирожными, бутербродами и лимонадом.

Как писала газета «Московский рабочий» в 1936 году, станции метро заодно хотели нагрузить функционалом почтовых отделений и пунктов выдачи заказов. То есть чем-то похожим на современные службы доставки.

Например, человек по телефону обговаривал набор продуктов и забирал его в указанное время на выходе из своей станции метро. Правда, достоверного подтверждения наличия подобного сервиса именно на станциях найти пока не удалось. Но подобная система службы заказов вполне себе функционировала в довоенное время.

Получается, что и 90 лет назад столичный метрополитен стремился быть не только самым удобным способом передвижения, но и внедрять дополнительные сервисы, чтобы полностью оправдать свое звание транспорта будущего, которым на самом деле и являлся.

Интересные факты о первой линии Московского метро Транспорт, Московское метро, Общественный транспорт, Метро, Москва, Краеведение, История России, История города, Длиннопост

Материал подготовлен директором Музея Транспорта Москвы Оксаной Бондаренко.

Показать полностью 5

Библия дьявола. Что это за книга, и какое она имеет отношение к дьяволу?

Библия дьявола – легендарное средневековое произведение, о котором сложены пугающие легенды. Что это за книга, и какое она имеет отношение к дьяволу?

Библия дьявола. Что это за книга, и какое она имеет отношение к дьяволу? История (наука), Средневековье, Книги, Факты, Длиннопост, Библия Сатаны

Библия дьявола, или Гигантский кодекс (Codex Gigas) – это огромная рукописная книга эпохи Средневековья высотой 91,5 см и шириной 50,1 см. Вес старинного манускрипта тоже впечатляющий – 78 килограмм!

В рукописном фолианте 310 пергаментных листов. Общая их толщина вместе с обложкой 22 см.

Библия дьявола. Что это за книга, и какое она имеет отношение к дьяволу? История (наука), Средневековье, Книги, Факты, Длиннопост, Библия Сатаны

Легенда гласит, что для создания листов гигантского манускрипта использовалась кожа грешников.

Легенда, конечно, завораживает мрачностью, но не имеет к реальности никакого отношения. В действительности Codex Gigas был создан из шкур телят. Всего на создание средневековой чудо-книги потребовалось около 160 шкур животных.

Манускрипт по большей части посвящён религиозным темам. Он содержит Ветхий Завет, Новый Завет, богословские и медицинские трактаты, исторические очерки, а также «Этимологию» Исидора Севильского – энциклопедию о всех вещах и явлениях, трактующихся с христианской точки зрения. Своего рода Гигантский кодекс – это вместилище всех знаний человека эпохи Средневековья.

Средневековая книга изобилует множеством миниатюр, маргиналий и орнаментов. Самая знаменитая иллюстрация – это огромное изображение дьявола, которое находится на листе № 290.

Библия дьявола. Что это за книга, и какое она имеет отношение к дьяволу? История (наука), Средневековье, Книги, Факты, Длиннопост, Библия Сатаны

Устрашающий рисунок, по-видимому, произвёл большое впечатление на жителей Средневековья, которым довелось видеть фолиант. Именно поэтому Гигантский кодекс получил неофициальное название – Библия дьявола.

На этом связь рукописного манускрипта с Антихристом не заканчивается…

Восемь страниц перед изображением «врага рода людского» залиты чернилами, а ещё 8 вырваны. По чьей вине были испорчены листы манускрипта, сделано ли это было специально или не нарочно, а если сделано специально, то зачем понадобилось их портить и вырывать – вопросы, на которые нет ответов.

Библия дьявола. Что это за книга, и какое она имеет отношение к дьяволу? История (наука), Средневековье, Книги, Факты, Длиннопост, Библия Сатаны

Возможно, это пример банального вандализма. Хотя некоторые оккультисты и поклонники теории заговоров наверняка считают, что утерянные страницы содержали уникальные сведения об истинной природе Сатаны. Другие и вовсе могут полагать, что на них был написан рецепт философского камня. В общем, без Дэна Брауна здесь не разберёшься 😀

Другая ниточка, связывающая книгу с Сатаной, – тайна её создания. Почерковеды выяснили, что Codex Gigas написал и украсил рисунками один человек. Всё бы ничего. Но речь идёт о Средневековье. Библия дьявола была создана без использования современного печатного оборудования. В XII веке, а именно тогда была создана книга, не существовало ещё даже примитивных печатных станков. Манускрипт написан и оформлен исключительно вручную. По подсчётам учёных, неизвестному создателю для этого потребовалось около 30 лет! Даже если он начал работу будучи молодым человеком, то закончил её уже в преклонном по меркам Средневековья возрасте.

Библия дьявола. Что это за книга, и какое она имеет отношение к дьяволу? История (наука), Средневековье, Книги, Факты, Длиннопост, Библия Сатаны

Как видите, у книги мелкий убористый текст. Высота букв редко превышает 3 мм. Человек, создавший Codex Gigas, проделал титаническую работу! Автор: Benedictine monastery of Podlažice

Конечно же история создания Гигантского кодекса не могла не породить устрашающую легенду. Она гласит, что написание книги было поручено монаху. Свою работу он был обязан исполнить за одну ночь. Ситуация была безнадёжной… И тогда монах попросил помощь у Люцифера. Чёрный властелин охотно согласился помощь человеку. Вот только монаху пришлось за это отдать Сатане свою душу…

Пугающей репутации манускрипт обязан и своей мрачной и непростой историей. Гигантский кодекс, вероятно, был создан в Подлажицкой обители. Примерно через 100 лет он начал кочевать по городам и монастырям Чехии, нигде не задерживаясь более чем на век. Легенда гласит, что пребывая в Кутна-Горе, Гигантский кодекс якобы спровоцировал чуму, которая погубила всё население городка.

Библия дьявола. Что это за книга, и какое она имеет отношение к дьяволу? История (наука), Средневековье, Книги, Факты, Длиннопост, Библия Сатаны

Масла в огонь добавлял интерес к старинному манускрипту со стороны различных оккультистов, страдающих завиральными идеями философов, алхимиков и прочей публики, которую в те мрачные века было принято сжигать на костре.

Свой многострадальный путь Библия дьявола закончила в XVII веке, когда её захватили в качестве военного трофея шведы. Книга навсегда покинула Чехию. Уникальный фолиант стал частью коллекции Шведской королевской библиотеки.

Впрочем, и там Codex Gigas не лежалось спокойно. В 1697 году случился пожар. Спасая манускрипт от огня, его выбросили из окна. Гигантский 75-килограмовый фолиант неудачно приземлился на голову человека. В итоге книгу спасли, а человека нет…

С тех пор старинный манускрипт спокойно хранится в стенах Шведкой национальной библиотеки. Никто по его вине больше не пострадал. Время от времени Codex Gigas экспонируется для широкой публики, пользуясь неизменным успехом.

Библия дьявола. Что это за книга, и какое она имеет отношение к дьяволу? История (наука), Средневековье, Книги, Факты, Длиннопост, Библия Сатаны

Это копия.

Но музейные работники всё же предпочитают демонстрировать его натуралистичную копию. А то мало ли что может случиться… 😶

Не имею представления, насколько эффективно работают уведомления на Пикабу. Если не знаете, где искать мои публикации, вот мой канал в «телеге».

Читайте также:

Почему не надо жалеть бурлаков

Показать полностью 6

Интересные факты о Древнем Риме - 7

Материал был взят и переведен с Рэддита. Приятного прочтения!

1. Траян отпраздновал свою окончательную победу над даками играми. За 123 дня было задействовано 10 000 гладиаторов и 11 000 животных.

2. Гонки на колесницах оставались самым популярным видом спорта в Риме. Возничие, которые обычно начинали как рабы, могли заслужить восхищение и огромные суммы. Предполагается, что Гай Аппулей Диокл, выживший в 4257 забегах и победивший в 1462, за свою 24-летнюю карьеру заработал сумму, эквивалентную 15 миллиардам долларов.

3. В Константинополе проводились гонки четырех фракций, каждая из которых была окрашена в свой цвет. Красная, белая, зеленая и синяя команды были очень лояльны друг другу и строили клубы для своих фанатов. В 532 году н.э. в Константинополе вспыхнули беспорядки, которые уничтожили половину города, из-за споров фанатов колесниц.

4. Спартак (111-71 гг. до н.э.) был беглым гладиатором, возглавившим восстание рабов в 73 г. до н.э. Его могущественные войска угрожали Риму во время Третьей войны рабов. Он был фракийцем, но о нем мало что известно, кроме его военного мастерства. Нет никаких свидетельств того, что его войска преследовали социальные цели, направленные против рабства. Побежденные рабы были распяты.

5. Император Коммод был известен своей почти безумной страстью к сражениям и играм. Сообщается, что Калигула, Адриан, Тит, Каракалла, Гета, Дидий Юлиан и Луций Вер - все они участвовали в тех или иных играх.

6. Поклонники гладиаторов также объединялись в группировки, отдавая предпочтение одному типу бойцов перед другими. Законы разделяли гладиаторов на группы, такие как секьюторы с их большими щитами или тяжеловооруженные бойцы с меньшими щитами, называемые траекс в честь их фракийского происхождения.

7. Неясно, как часто гладиаторские бои заканчивались смертельным исходом. Но факты говорят о том, что проигравшим часто оставляли жизнь. Август запретил бои насмерть, чтобы решить проблему нехватки гладиаторов.

8. Было подсчитано, что на Колизее, крупнейшей гладиаторской арене Рима, погибло 500 000 человек и более 1 миллиона животных.

9. Точную дату падения Римской империи определить сложно. Когда в 476 году нашей эры император Ромул был свергнут, и его сменил Одоакр, первый король Италии, многие стали считать это концом империи.

10. "Падение Римской империи" обычно относится только к Западной империи. Восточная Римская империя со столицей в Константинополе (ныне Стамбул), называемая Византийской империей, просуществовала в той или иной форме до 1453 года.

11. Империя оказалась под давлением в период миграции. С 376 года н.э. большое количество германских племен было вытеснено в пределы Империи в результате продвижения гуннов на запад.

12. В 378 году н.э. готы разгромили и убили императора Валента в битве при Адрианополе. Большая часть восточной части империи была открыта для нападения. После этого поражения "варвары" стали общепризнанной частью империи, иногда военными союзниками, а иногда и врагами.

13. Аларих, вождь вестготов, возглавивший разграбление Рима в 410 году нашей эры, больше всего на свете хотел быть римлянином. Он почувствовал, что обещания о вхождении в империю, о предоставлении земель, денег и должностей были нарушены, и разграбил город в отместку за это предполагаемое предательство.

14. Разграбление Рима, ставшего столицей христианской религии, имело огромную символическую силу. Это вдохновило святого Августина, афроамериканца, написать книгу "Град Божий", в которой содержится важный теологический аргумент в пользу того, что христиане должны сосредоточиться на небесных наградах за свою веру, а не на земных делах.

15. Переправа через Рейн в 405/6 году нашей эры привела в империю около 100 000 варваров. Варварские группировки, племена и военные вожди теперь были важным фактором в борьбе за власть на высшем уровне римской политики.

16. В 439 году нашей эры вандалы захватили Карфаген. Потеря налоговых поступлений и поставок продовольствия из Северной Африки стала страшным ударом для Западной империи.

17. После смерти Либия Севера в 465 году нашей эры в Западной империи в течение двух лет не было императора. Гораздо более защищенный восточный двор возвел Антемия на престол и отправил его на запад с огромной военной поддержкой.

18. Юлий Непот до 480 года нашей эры продолжал считать себя императором Западной Римской империи. Он управлял Далмацией и был провозглашен императором Восточной империи Львом I. Он был убит в результате междоусобицы.

Похожие подборки без цензуры и купюр ежедневно выходят на моем канале https://t.me/realhistorys Подписывайтесь, не пожалеете!

Мой канал на Бусти с рассказами на тему ужасов, мистики, непознанного, которые раньше не выходили на русском языке https://boosty.to/webstrannik

Мой канал на Дзен «Кошки и все о них», на котором более 100 статей https://dzen.ru/o_koshkah

Всем здоровья и добра!

Показать полностью

Интересные факты о Древнем Риме - 6

Материал был взят и переведен с Рэддита. Приятного прочтения!

1. Чтобы бороться с даками, Траян построил мост, который в течение 1000 лет был самым длинным арочным мостом в мире. Длина моста через Дунай составляла 1135 метров, а ширина - 15 метров.

2. Римский мир (Pax Romana) существовал с 27 г. до н.э. по 180 г. н.э. В империи царил почти полный мир, поддерживались закон и порядок, а экономика Рима процветала.

3. 69 г. н.э. был назван годом четырех императоров. После смерти Нерона императоры Гальба, Отон, Вителлий и Веспасиан правили с июня 68 по декабрь 69 года нашей эры. Гальба был убит преторианской гвардией. Отон покончил с собой, когда Вителлий захватил власть.

4. Нерон был ужасным императором. Возможно, он убил своего сводного брата, чтобы занять трон. Он определенно приказал казнить свою мать в ходе одной из многих схваток за власть. Он был первым императором, совершившим самоубийство.

5. Коммод (правил в 161-192 годах нашей эры) был известен своей глупостью. На статуях он изображал себя Гераклом, участвовал в гладиаторских боях и переименовал Рим в свою честь. Многие историки относят начало падения империи к правлению Коммода. Он был убит в 192 году нашей эры.

6. Период с 134 по 44 год до н.э. историки называют кризисом Римской республики. В этот период Рим часто воевал со своими италийскими соседями. Внутри страны тоже происходили раздоры, поскольку аристократы пытались отстоять свои исключительные права и привилегии от давления со стороны остального общества.

7. В период кризисов было несколько гражданских войн. Во время гражданской войны Цезаря с 49 по 45 год до н.э. римские армии сражались друг с другом в Италии, Испании, Греции и Египте.

8. 193 год н.э. был годом правления пяти императоров. После смерти Коммода за власть боролись пять претендентов. Септимий Север в итоге пережил остальных.

9. Год шести императоров пришелся на 238 год нашей эры. Шесть человек были признаны императорами в конце ужасного правления Максимина Фракса. Двое императоров, Гордиан I и Гордиан II, правившие совместно отец и сын, продержались всего 20 дней.

10. Диоклетиан (правил в 284 – 305 гг. н.э.) пытался удержать империю с помощью тетрархии из четырех человек. Он считал, что империя слишком велика, чтобы править ею одному человеку. Пока он был жив, она просуществовала, но после его смерти разразилась кровопролитной враждой и войнами.

11. Калигула (правил в 37-41 годах н.э.) считается худшим императором Рима. Большинство красочных историй ужасов о нем, вероятно, являются черной пропагандой, но он действительно вызвал голод и опустошил римскую казну, воздвигнув огромные памятники своему величию. Он был первым римским императором, на которого было совершено покушение, его убили, чтобы помешать ему переехать в Египет и жить там как богу солнца.

12. Разграбление Рима готом Аларихом в 410 году н.э. сильно расстроило императора Гонория. По слухам, он принял эту новость за сообщение о смерти своего любимого петуха Ромы. Говорили, что он испытал облегчение, узнав, что пала всего лишь старая столица империи, а петух жив и здоров.

13. Римские игры, называемые луди, были учреждены как ежегодное мероприятие в 366 году до н.э. Это был однодневный праздник в честь бога Юпитера. Вскоре в стране стало проводиться до восьми луди в год, некоторые из них были религиозными, другие - в ознаменование военных побед.

14. Римляне переняли гладиаторские бои у этрусков или кампанцев.

Похожие подборки без цензуры и купюр ежедневно выходят на моем канале https://t.me/realhistorys Подписывайтесь, не пожалеете!

Мой канал на Бусти с рассказами на тему ужасов, мистики, непознанного, которые раньше не выходили на русском языке https://boosty.to/webstrannik

Мой канал на Дзен «Кошки и все о них», на котором более 100 статей https://dzen.ru/o_koshkah

Всем здоровья и добра!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!